departament
Задать вопрос администрации


Поиск по сайту

Введите ваш запрос для начала поиска.

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня Победы.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СИНЯЯ ПТИЦА»

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня Победы.

«По страницам детских дневников»  

 

Педагог-организатор Кирюшкина Я.А. 

2016 год

 


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня Победы.

«По страницам детских дневников»

Автор: Кирюшкина Я.А., педагог-организатор, ГБУ ЦССВ «Синяя птица» г.Москва

Данная методическая разработка предназначена для проведения массового мероприятия в актовом зале.

Пояснительная записка

По статистике, День Победы – самый значимый праздник для россиян. И это неудивительно. Советскому народу победа далась страшной ценой. В войне, которую невозможно забыть, сколько  бы ни прошло времени, мы потеряли  27 миллионов человек.

В праздник Победы во всех уголках  нашей страны проходят встречи ветеранов войны. К сожалению, с каждым годом их становится все меньше и меньше. В нашей  деревне, где расположен « Социальный приют для детей и подростков», проживает  сегодня  5 ветеранов Великой Отечественной войны. Это бывшие сотрудники и воспитанники детского дома.

Впервые детский дом на данной территории был создан в 1934 году. Его возглавил Алексей Червонцев. А в 1938 году директором стал  Калабалин Семен Афанасьевич, бывший воспитанник А.С. Макаренко, один из героев известной «Педагогической поэмы». После войны  в 1948 году был организован  детский дом №3 для детей погибших воинов.

Фотографии и документы, стенды,  рассказывающие о жизни детей тех лет, - все это бережно хранится в музее, в котором воспитанники приюта каждый раз находят что-то новое, интересное, обращаются к живой  истории, готовясь к выступлениям на уроках или создавая проекты. На фоне современных компьютерных технологий и интернета, так важно и ценно, что ребята могут своими руками листать пожелтевшие страницы и рассматривать черно-белые фотографии.

Каждый год 9 мая  ребята  нашего  приюта приглашают дорогих гостей на светлый праздник Победы. Дарят им подарки, сделанные своими руками, готовят мероприятия, посвященные  Дню Победы.

По традиции, у памятника  «Павшим героям Великой Отечественной войны 1941 -1945 г.г. Бывшим сотрудникам и воспитанникам детского дома №3» в этот день проходит митинг.

Несмотря на годы и тяжелые раны, наши ветераны готовы делиться воспоминаниями, помогают нам  проникнуться той атмосферой радости победы, которую  они бережно и с любовью хранят.

Живое общение с ветеранами и участниками войны, рассказы о бабушках и дедушках, их участии в Великой Отечественной войне, изучение писем и дневников позволяет детям соприкасаться с историями людей, переживать их судьбы. А главное,  позволяет формировать правильную гражданскую позицию, любовь и уважение к старшему поколению.

В основу сценария  «По страницам детских дневников» легли реальные воспоминания людей, переживших страшные годы  войны будучи детьми.

Методика проведения

При подготовке мероприятия организатор определяет тематику, формулирует цель мероприятия, определяет его задачи. Исходя из поставленных задач и темы, подбирается литература, техническое обеспечение, интернет - ресурсы. На основе собранного материала создается сценарий.

Организатор привлекает детские объединения, существующие на базе учреждения (танцевальные кружки, вокальные, театральные и т. д.). При подборе участников для мероприятия учитывается желание детей, их интерес к тематике мероприятия, умение работать в коллективе, творческий потенциал.

Как показывает практика, видео  в качестве завязки сюжета сценария играет важную роль. Оно является интригой  и заставляет зрителей уже в самом начале мероприятия сосредоточиться на происходящем.

Основная часть

Тема: «По страницам детских дневников». Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию Дня Победы.

Цель: создание условий для формирования патриотизма и гражданского долга у детей.

Задачи:

- формировать представления у детей о том, как их ровесники жили в годы войны;

- вызвать чувство сопереживания к детям;

- воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, чувство патриотизма у воспитанников, желание защищать свою Родину и беречь мир;

- создавать условия для вовлечения их в сферу творчества.

Формируемые компетенции: осознанное отношение к празднику Победы как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне. Проявлять интерес к истории своего народа, умение работать в команде, общаться, нести ответственность за результат своей работы.

Форма проведения: театрализованное представление.

Методы и приемы:

- информационно-рецептивный;
- эвристический.

Оборудование:

- хлеб, мячи, книги, игрушки;
-  костюмы;
- оформление зала;
- музыкальное оформление;
- экран;
- световое оснащение.

Ход мероприятия

Видео

Наши дни. Дети играют  на детской площадке, катаются на роликах. Неожиданно, побежав за мячом, ребенок  находит тетрадь. Он созывает всех детей, и они начинают читать. Это оказывается дневник с записями со времен Великой Отечественной войны. 

Далее  действие происходит  на сцене

На экране заставка. Парк. Довоенное время.

Звучит предвоенный вальс. На сцене дети играют, читают книги, скачут, переговариваются. ( 3 девочки и 1 мальчик). Они же ведущие, авторы записей в дневниках.  Выходят 3 пары, начинают танцевать Вальс.

Танец Вальс

Музыка прерывается, гаснет свет. Под грохот бомбежек ведущие  бегают по сцене. Вдруг все на сцене замирают. 1 ведущая  берет лист бумаги, садится за стол и начинает  писать, проговаривая вслух. Свет  направлен на нее. На экране слайды.

«22 июня 1941 год. У меня сегодня День рождения! Мне исполнилось 10 лет.   

Утром, из ЖЭКа пришло распоряжение: жильцам оклеивать оконные стекла крестообразно бумажными лентами. Нам, детям, было интересно, и мы с удовольствием это делали. Никто ничего не знал, но в воздухе носилась тревога, шепотом передавались слухи. И только в середине дня все застыли у репродукторов, слушая речь Молотова о начале войны».

«3 ноября 1941 года.  Сегодня я первый раз увидела немцев. Они расползались по беззащитному городу как чума, наводя ужас на людей, устанавливая свои жестокие порядки. Я не могу забыть жуткую картину: двух повешенных людей на львином фонтане в центре Симферополя. Люди оцепенели от страха, голода, холода.

Днем, часа в два, к нам во двор ворвались фашисты с автоматами и стали прикладами выгонять людей из подвалов на улицу. Помню, как немец бил прикладом моего соседа Котика 14-ти лет, у которого на руках была двухлетняя сестренка, а рядом - больная мать. Она заболела от горя, узнав, что в совхозе «Красном» от голода и побоев умер ее муж, отец ее детей. Погнали нас туда, где  стояли немецкие пушки, перед ними живым щитом поставили пригнанных людей. Так мы стояли некоторое время, тесно прижимаясь  друг к другу, замирая от ужаса. И тут мой друг Валька вдруг неожиданно побежал в сторону наших, а мы кричали ему вслед: «Вернись»

 

Песня «Вернись» (автор Дмитрий Юрков)

 На сцене снова появляются ведущие.  Они садятся, закрывают уши руками, слышится громкая немецкая речь. Выключается свет. Все замирают. На сцене приглушенный свет, направленный на ведущую. Слайды.

 2 ведущая пишет:

« 1942 год. Я закончила 4 класс. А мой брат, Иван, 8 класс. Никто из нас еще не видел немцев, но всем было страшно.

И вот мы услышали гул мотоциклов, немцы ехали по улицам на лошадях и на мотоциклах. Сразу начали наводить в деревне свои порядки. Расположились в школе. Затем там же и организовали  гестапо. У нас в деревне разместился карательный отряд. Немцы отбирают у жителей продукты, причем все подчистую, не оставляя ничего нам. Молоко заставляют сдавать в сырзавод. Взрослых девочек угоняют  в Германию. Поэтому мама и ее сестры прячут своих старших дочерей в лесу. Вокруг деревни  леса, поэтому ночью частенько приезжают  партизаны за  продуктами. Наша мама, да и другие женщины очень боятся фашистов, но тайком выносят продукты. Еды у нас  очень мало. Мама печет лепешки из листьев липы, варит суп из щавеля, скорее бы осень, будем собирать на полях мерзлый картофель и печь в печке, он такой сладкий. Мне кажется, что это самая  вкусная еда.

А еще мама прячет от немцев в подвале поросенка. Он у нас такой умный, никуда от людей не убегает, прячется вместе со всеми и никогда не верещит. Мама говорит, что мы его заберем в лес, когда будем уходить из деревни, он нам не даст умереть от голоду.

 Слово «ВОЙНА»  навсегда вгрызлось в мою голову…»
 

Танец «Война»

 

На сцене появляются ведущие. Под звуки вьюги, метели они кутаются и прижимаются друг к другу. Выключается свет. Все замирают. На сцене приглушенный свет, направленный на  ведущего. Он садится за стол и начинает писать. Слайды.

 Ведущий пишет:

«1943 год. Я учусь во 2 классе. Нашу деревню заняли немцы, но скоро Новый год и мы все знаем, что попросить у Деда Мороза.

Недавно немцы, нас, мальчишек, собрали  на помощь для постройки сарая. Уже лежал снег. Было холодно. Заставляли подтаскивать строительный материал (доски, которые отдирались с заборов).

Какие помощники мы  в 10 – 12 лет объяснять не нужно. Мы, с Геной Яковлевым, моим деревенским другом, взяли не ту доску, которую показал немец, а поменьше. И понесли. Так немец догнал нас и дал по сильному пинку каждому. Мы оба упали лицом в снег. Это запомнилось как событие.

Зато после освобождения деревни от немцев, мы помогали ухаживать в госпитале за ранеными, это было очень тяжело, но так было нужно…»

 

Стихотворение «Армия» Е.Евтушенко

На сцене снова появляются ведущие, с буханкой черного хлеба. Они делят его поровну. Выключается свет. Все замирают. На сцене приглушенный свет, направленный на ведущую. Слайды. Четвертая  ведущая садится за стол и начинает писать:

«1944 год.  У меня появились вши. Откуда они  взялись я даже не могу сказать. Баня работает очень плохо, очень редко, но в баню ходим регулярно. Мама стелет  на столе газету и мелким гребнем чешет  мне волосы. Был случай, когда мы вычесали 30 штук вшей. Почему-то вши  только у меня в голове.

В школе я сижу за  первой  партой, наверное, потому, что на уроках верчусь  и разговариваю. Со мной сидит девочка Надя Ларкина. Я говорю Наде — у нас большое горе, папу на фронте убили, а она мне отвечает — да ну, это разве горе, вот у нас горе, мы карточки потеряли. Я  не стала с ней спорить, ничего ей не сказала, только  подумала — карточки в следующем месяце опять дадут, а вот папы больше не будет. В каждой семье  свое горе, но сейчас, во время войны, ни у кого нет большого желания увидеть на пороге своего дома почтальона, получить из его рук заветный треугольник из серой бумаги, вырванной из тетради. Это  письма с фронта, с передовой. Но эти же женщины-почтальоны, с большими сумками через плечо иногда приносят вести, которые меняют, коверкают, уродуют жизни ожидающих с фронта совсем не таких писем. Эти письма   не от отца, брата, деда, дяди, – это  письма от политруков, близких товарищей, друзей о том, что,  «защищая Родину геройски погиб…»

 

Песня «Письмо с фронта» (авторы: В.Началов, А. Владимирова)

Видеохроника «Победа»

На сцене появляются дети ведущие. В зале зажигается свет.

Ведущий 1:  День Победы. Вдруг ночью раздались выстрелы в казарме военного городка (наши окна смотрят прямо в окна казармы) и крики соседки, что кончилась война. А днём мы не пошли в школу. На салют на Красной площади мама нас не пустила, пришлось смотреть его в окно.

Ведущий 2: Наступил день Победы. На площади гремит музыка. Наш отец жив, но многих родственников нет. Жизнь постепенно входит в нормальное русло. Впереди много интересного.

 Ведущий 3:И вот, наконец, май 1945года. Победа!!   Все и смеются, и плачут, обнимаются, бегут на главную площадь. И мы, детвора, бежим вместе со всеми, смеёмся и плачем, не совсем понимая почему.

Ведущий 4: Так и дожили мы до Победы.  Стоим под чёрным репродуктором и слушаем, что, наконец, победа.  Такая радость, такое ликование!Наступил день Победы. На площади гремит музыка. Наш отец жив, но многих родственников нет. Жизнь постепенно входит в нормальное русло. Впереди много интересного.

 Видео

Дети закрывают тетрадь и заходят в зал.

Действие переносится на сцену.

Они говорят слова благодарности всем ветеранам.

Дорогие наши ветераны! Спасибо Вам за ваш подвиг, ваше мужество и героизм, которые никогда не померкнут в памяти благодарных потомков. Позвольте Вас заверить, что мы, Ваши дети и внуки, сделаем все от нас зависящее, чтобы передать правду о Победе следующим поколениям

Под песню «День Победы» все расходятся.

Список использованной литературы

1.     Детские воспоминания о войне Л.А. Павленко [Электронный ресурс]- Режим доступа:

http://therre.ucoz.ru/news/kak_ljudi_uznali_o_nachale_vojny_detskie_vospominanija_o_vojne/2014-08-20-17 

2.     Речкина Л.Ф.«Мои воспоминания о Великой Отечественной войне» (Из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны Л.Н. Пшеничной) [Электронный ресурс]- Режим доступа:

 http://www.mvk-yamal.ru/itogi-konkursa-muzey-i-vremya-2013/iii-mesto-moi-vospominaniya-o-velikoy-otechestvennoy-voyne/

3.     Детские воспоминания о Великой Отечественной войне. Митавский Анатолий Михайлович, участник проекта «Я из прошлого протягиваю мост»[Электронный ресурс]- Режим доступа: http://wordpress.ort.spb.ru/wp-content/uploads/2013/02/Митавский-А.М.